Возврат авиабилетов

Правовой центр Тандем Уфа. Возврат авиабилетов. Жалоба в Роспотребнадзор. Защита прав потребителей. Что делать, если нужно вернуть или обменять авиабилет. Сколько стоит сдать билет на самолет. Как узнать правила возврата и обмена билетов на самолет.

Возврат авиабилетов

Нескончаемым потоком идут от читателей вопросы, связанные с возвратом билетов или путевок на фоне объявленной пандемии. Придется добавить и свой голос в общую истерию, связанную с коронавирусом, но сделаем это спокойно, без паники, детально разобравшись в том, как, сколько и при каких условиях можно вернуть средств, если поездка отменена.

Если вы хотите вернуть деньги из-за несостоявшейся поездки или мероприятия в связи с коронавирусом

Как вернуть деньги за путевку в связи с COVID-19?

Многие страны закрываются на карантин, запрещая въезд иностранцам, либо выезд своим гражданам в определенные государства. Из-за этого:

  • Планируемые ранее поездки могут оказаться под угрозой по причине отмены рейсов.
  • Отказаться от путешествия могут и сами граждане, опасаясь за свое здоровье.
  • Измениться планы въезда могут как в страны, которые объявлены федеральными властями нежелательными для посещения или те, запрета в отношении которых не было.
  • Само планируемое путешествие могло быть самостоятельным, т.е. когда билеты, отель, маршрут и пр. выбирались и приобретались отдельно, или это был комплексный тур, приобретенный через агентство / туроператора.

Для чего мы перечислили эти очевидные большинству людей факты? Потому что от каждого из них зависят способы возврата денег, их количество и сама возможность такой компенсации.

Рейс отменен авиакомпанией

С точки зрения вероятности выплат – лучший вариант. Компании обязаны компенсировать 100% средств, ранее потраченных клиентами. В зависимости от способа приобретения билета разнятся юридические лица, которые будет осуществлять возврат:

  • Непосредственно авиакомпания.
  • Агрегатор продажи авиабилетов.
  • Турагентство.

Если сроки позволяют и поступили сведения о возможной отмене рейса, лучше дождаться, когда возврат будет инициирован продавцом. Так меньше шансов, что ситуацию интерпретируют, как отказ по личным мотивам. Однако если время вылета приближается, а сведений нет, надо брать инициативу в свои руки.

Поездка отменяется по личным мотивам

Любой пассажир / путешественник вправе отказаться от полета или путешествия в целом. Однако тут много зависит от других двух параметров: закрыты ли официально страны или нет.

Если официальный карантин не объявлен

В случаях, когда официального запрета или хотя бы рекомендации не посещать страны, путешествие в которые отменяется, от федеральных властей нет, возврат билетов / путевок возможен, но исключительно на правилах продавца, и однозначно с удержанием штрафных санкций.

Как правило, чем раньше отменена поездка, тем меньше штраф (и, соответственно, больше компенсация). Это не исключает случаев 100% возврата, если так заведено в компании, или они готовы на подобный шаг в порядке исключения. Но рассчитывать на подобное как на правило – нельзя.

Если страна закрыта или не рекомендована для посещений

Наконец мы добрались до самых сложных и запутанных случаев. Опять же, если из-за закрытия стран отмена инициируется авиакомпания / туроператор – средства возвращаются в 100% размере.

Проблемы начинаются когда предложенная компенсация не удовлетворяет своим размером либо, когда страна не рекомендована для посещений, но не закрыта. В результате перевозчик / оператор может выполнить свои обязательства. Но клиент не желает рисковать здоровьем, и желает отменить поездку. Шанс вернуть 100% потраченных средств есть. Далее проследите за юридической логикой процесса:

  1. Еще в конце февраля Роспотребнадзор опубликовал сведения о небезопасности путешествий в Италию. Далее ФАТ (Федеральное агентство по туризму) объявило об угрозе безопасности для российских туристов в Италии, Иране и Южной Корее. Список таких стран постоянно увеличивается. Следом стали массово выходить постановления федерального правительства, которые, уверенны, будут публиковаться и далее, в зависимости от обстановки. Главное здесь – наличие запрета или рекомендации от федерального органа власти.
  2. Статья 7 ФЗ №2300-1 (О защите прав потребителей) устанавливает право потребителя на безопасные услуги (товары).
  3. Статья 14 ФЗ №132 (Об основах туристской деятельности в РФ) требует от туроператоров и др. участников рынка обеспечения безопасности туристов. При этом на федеральные власти возлагается обязанность по информированию участников рынка о возможных проблемах для жизни и здоровья туристов, что, в свою очередь, дает путешественникам право на компенсацию ранее понесенных затрат:
  • В размере 100%, если обращение за возвратом средств предпринято до начала путешествия.
  • Если клиент уже начал отдых, то возврат осуществляется пропорционально неизрасходованному времени.

Другими словами, если Роспотребнадзор, ФАТ или непосредственно правительство объявили об угрозах, значит клиент имеет право сдать путевку и вернуть полную стоимость, если сделать это заранее, или часть стоимости, если часть услуги уже получена.

Той же логике, но несколько другим нормам законодательства, может подчиняться возврат авиабилетов, приобретенных самостоятельно. В данном случае могут быть использованы положения ст.451 ГПК РФ, дающей право на прекращение договора из-за существенного изменения обстоятельств, а информация от федеральных властей будет являться подтверждением таких изменений.

Важно понимать, что наличие прав не дает гарантию их автоматического соблюдения. Нередко приходится обращаться в суд за защитой. Если ваша ситуация близка к подобной, задумайтесь о профессиональном адвокате: найти его можно очень просто, позвонив по номерам, указанным на сайте.

Возврат авиабилетов из-за коронавируса

Выше рассматривались общие положения. Но в каждом конкретном случае, так же как и у каждой авиакомпании, могут быть свои условия. Далее мы расскажем о правилах основных авиаперевозчиков, которые они ввели из-за эпидемии коронавируса, но нужно понимать, что нормы могут меняться в ежедневном режиме.

Мы стараемся отслеживать изменения и вносить корректировки, но гарантировать актуальность каждого пункта (или наличие полной информации) не можем. Поэтому обязательно сверяйте сведения с сайтами самих компаний.

В случае обращения к билетному агрегатору выплаты может произвести он, но все равно по действующим правилам авиакомпаний.

Возврат денег за авиабилеты в Аэрофлот

Под понятие «вынужденный возврат» (когда компенсируется 100% стоимости) или под бесплатную замену билета на другую дату подпадают:

  • Билеты в Гонконг, Иран, Китай, Южную Корею (и обратно), купленные до 6 марта с датами вылетов до 31 мая 2020 года.
  • Билеты обоих направлений в/из Италии и Израиля с датами вылета с 10 марта до 31 мая 2020 года.

Кроме этого, билеты, купленные до 10 марта и имеющие дату вылета до 31 мая, в Германию, Испанию или Францию могут быть бесплатно обменяны на другие даты в том же классе, либо другом, но с доплатой. Отмененные рейсы компенсируются полностью.

Возврат билетов S7 Аirlines

У данной компании свои подходы к билетам в нерекомендуемых направлениях:

  • Билеты на отмененные маршруты в Китай с датами вылета с 01.02.20 по 31.03.20 можно как сдать, так и обменять на другие даты.
  • Билеты в Корею (даты вылетов с 01.03.20 по 31.03.2020) можно только сдать, обмен недопустим.
  • Рейсы в Германию, Испанию, Италию и Францию отменены. Деньги возвращаются полностью.

Авиаперевозчик объявил, что сделать добровольный возврат можно на любой рейс и, если он не подпадает под отдельные правила, процедура обойдется в 1000 рублей.

Возврат билетов ЮТэйр

Данная компания останавливает рейсы:

  • В Берлин и Милан (и обратно) с 13.03.20 до 31.05.20.
  • В Ригу и Вену (и обратно) с 17.03.20 до 31.03.20.
  • Фергана, Самарканд, Бухара с 16.03.20 до 15.04.20.
  • Ташкент с 20.03.20 по 15.04.20.

Билеты на все указанные направления могут быть компенсированы в 100% размере.

Возврат билетов Победа

Полному возврату средств на отмененные рейсы подлежат билеты:

  • В Бергамо, Пизу, Рим, Римини, Тревизо с 11.03 по 31.03. Альтернатива – замена на билеты Аэрофлота до Рима, Болоньи, Венеции, Милана с возможной доплатой.
  • В Эйлат с 11.03 по 30.04.
  • Из Москвы в Баден-Баден, Берлин, Жирону, Кельн, Лейпциг, Мемминген с 13.03.

Указанные рейсы подпадают под категорию «вынужденного возврата» (компенсируются 100%).

Возврат билетов Уральские авиалинии

На все рейсы, связанные с Китаем от 24.01.20 по 28.03.20, оформляется полный возврат. Кроме этого:

  • Билеты в Германию, Испанию, Италию и Францию, купленные до 10.03 и имеющие даты вылета 10.03 – 25.04 оформляются как вынужденный возврат или обмениваются на другие даты.
  • Билеты в Израиль с датами отправления 10.03 – 05.04, и купленные до 10.03, так же обмениваются или бесплатно возвращаются (полностью компенсируются).

Аналогично (вернуть или обменять) можно билеты во все страны ЕС с датами 16.03 – 30.04, но обмен возможен только на два периода: с 01.05 – 30.06 или 01.10 – 20.12.

Иностранные перевозчики

Есть свои правила и у иностранных перевозчиков, работающих на российском рынке. Как правило, нормы напрямую связаны с запретами в странах отправления и приема. Отслеживать актуальные изменения по каждой стране можно на сайте IATA.

Возврат невозвратных авиабилетов в связи с коронавирусом

Если билет невозвратный, но подпадает под одно из вышеприведенных правил авиакомпаний, то его невозвратность игнорируется, и стоимость компенсируется полностью. Сложности появляются в те моменты, когда рейс осуществляется, но в не рекомендованные правительством страны, при этом клиент желает отказаться от билета.

Как вернуть деньги за медицинскую страховку и визу?

Подавляющее большинство страховых компаний предполагают возврат средств при отмене путешествий. Это общие правила, действующие и до объявления пандемии COVID-19.

Здесь скорее нужно вести речь о возможности применения полиса при заболевании за границей коронавирусом. Одни страховые относят это заболевание к общим респираторно-вирусным и, соответственно, готовы оплачивать лечение, другие трактуют заболевание не так однозначно. Если путешествие не отменено, лучше уточнить этот факт у страховщика.

Можно ли вернуть средства за визу?

Если оформлением визы занималось турагентство (туроператор) в комплексе в другими услугами, входящими в понятие «тур», то при отмене путешествия можно получить 100% компенсацию, в т.ч. и за визу.

Однако при самостоятельном получении все менее однозначно. Многое зависит от правил конкретной страны, но, как правило, возвращать консульский сбор (и сервисный, если использовали визовые центры) иностранные чиновники не любят, поэтому за данные деньги придется побороться.

Некоторые страны, наоборот, вводят поощрительные меры. Например, Италия объявила, что заменит все краткосрочные визы на долгосрочные (годовые) для всех, кто не попал в страну из-за коронавируса, и кто получал визы через туроператоров. К случаям самостоятельного оформления визы данное правило не относится.

Как вернуть деньги за бронь отеля или квартиры?

К сожалению, и это непростой вопрос. Опять же, если услуга получалась комплексная от турагентства, то проблем не будет — компенсируют все. Если же бронирование осуществлялось через онлайн-сервисы агрегаторов, то у каждого из них есть свои правила. Рассмотрим основные:

АгрегаторИзвестные на данный момент правила
AirbnbБронь, состоявшаяся до 14.03 и предполагающая проживание до 14.04, будет компенсирована полностью. Все, что предполагает проживание после 14.04 выплачивается на общих основаниях, действующих и до объявления пандемии по причине коронавируса.
BookingОфициально объявлено, что возврат средств происходит по правилам отелей (гостиниц, хостелов, арендодателей и т.п.), которые могут быть разными. Однако на практике, при отказе отельеров компенсировать затраты на бронь, нередко удавалось договориться о выплатах от самого Booking.

Наиболее сложный случай – самостоятельная бронь в конкретном отеле. Правила у каждого свои, но даже в самых позитивных вариантах нельзя исключать, что невозможность туриста въехать в страну из-за коронавируса спровоцирует владельца на неуплату. Разбираться придется в каждом отдельном случае.

Что делать, если вам отказали в выплате?

Первое, что нужно сделать, определить правомерность отказа. Сделать это можно с помощью нашего юриста по защите прав потребителей, причем совершенно бесплатно. Позвоните по указанным телефонам или опишите ситуацию через онлайн-форму, расположенную ниже. Специалист ответит вам, оценив перспективы затеянного.

Дальнейшие действия могут включать:

  1. Переговоры со второй стороной.
  2. Составление заявлений, жалоб.
  3. Попытки досудебного урегулирования.
  4. Судебный процесс в различных инстанциях.

Адвокат представит ваши интересы более квалифицированно, чем это сделаете вы сами, а значит и шансы на возврат средств за путешествие, отмененное из-за коронавируса, будут значительно выше.

Если вы хотите вернуть деньги из-за несостоявшейся поездки или мероприятия в связи с коронавирусом

С нами удобно

Вы оставляете заявку на сайте или звоните

Проводим консультацию

Анализируем документы

Заключаем договор

Решаем Вашу проблему

Стандарты и принципы

Честность

– Мы не обещаем того, что не сможет сделать;

Профессионализм

– Мы стремимся к высоким стандартам качества оказания услуг;

Конфиденциальность

– Информация, полученная в ходе сотрудничества, не будет передана третьим лицам;

Индивидуальный подход

– Мы готовы обсудить удобные для Вас, варианты сотрудничества

Выберете услугу и запишитесь на прием

Консультация

Бесплатно

Консультация юриста

Помощь в суде

20000 руб.*

Полное юридическое сопровождение судебного дела. * Точная стоимость определяется на встрече с юристом

Составление документов

3000 руб.*

Составление документов в суд (подготовка документов для самостоятельного обращения в суд) * Точная стоимость определяется на встрече с юристом